Алфавит ведьм

Магия, астрология и алхимия сосуществовали в Средние века и эпоху Возрождения, поэтому мы обнаруживаем, что некоторые из авторов того времени писали о магических алфавитах и использовали их знаки при письме. Несмотря на то что с течением веков алфавит ведьм применялся все реже, именно его признают и используют в наши дни язычники и последователи Викки.

Алфавит ведьм был также известен как Фиванский алфавит, письмо Гонория, руны Гонория. Последнее название вводит в заблуждение, поскольку Фиванский алфавит и руны никак не связаны. И хотя происхождение их остается загадкой, попытка проследить корни этих символов ведет нас по кругу, который, похоже, призван скрыть его создателя.

Этот алфавит впервые был явлен миру в труде Иоганна Тритемия, астролога и практикующего магию аббата. При рождении он получил имя Иоганн Хайденберг, но взял себе имя Тритемий, по названию своего родного города Триттенхайм (Trittenheim) в Германии. Он прославился как ученый по всей Европе и первоначально осуждал практику ведьм и магов. Однако когда он начал изучать древние тексты и заинтересовался магическими практиками, его позиция изменилась.

Легенда гласит, что Тритемий приобрел дурную славу человека, продавшего душу дьяволу, когда в присутствии главы Священной Римской империи Максимилиана I (1459–1519) вызвал дух умершей жены этого властелина. Помимо увлечения некромантией, Тритемий формулировал магические теории и искал способ объединить магию и христианскую теологию. Двумя его любимыми занятиями были стеганография (сокрытие тайного сообщения в обычной форме коммуникации) и расшифровка кодов.

У Тритемия было много рукописей, но он редко публиковал их. Его сочинение Polygraphia («Полиграфия»), написанное в 1508 году и представляющее собой сборник из шести книг, было выпущено в свет уже после его смерти, в 1518 году. Эта книга считается первым сочинением по криптологии, а ее латинское название относится к шифрованию и происходит от греческого слова polygraphos, что значит «много писать». Самую раннюю из известных публикаций алфавита ведьм можно найти в последней части «Полиграфии». Тритемий отметил его как алфавит Гонория Фиванского, который обнаружил Пьетро д’Абано.

Агриппа, ученик Тритемия, включил этот алфавит в свои труды под названием Фиванский. Д’Абано Агриппа называл Аппоном и отмечал, что первоначально этот текст был написан Гонорием Фиванским. По-видимому, Агриппа полагал, что фиванская письменность относится к очень раннему периоду, поскольку было известно, что д’Абано занимался переводом древних рукописей, в том числе сочинений греческого врача Галена. В Средние века и эпоху Возрождения произведения древнего происхождения обладали притягательным мистическим качеством. Агриппа также написал, что магические алфавиты «были популяризованы каббалистами».

Врач из Падуи Пьетро д’Абано прославился как маг и был дважды судим инквизицией. До своего грехопадения в глазах Церкви он был чрезвычайно востребован как преподаватель и врачеватель. Одним из самых известных его пациентов был сам папа Гонорий IV, Джакомо Савелли (1210–1287).

Общение д’Абано с папой римским дало повод к толкам о том, что Фиванский алфавит придумал Гонорий IV. Его авторство также приписывали двоюродному деду Гонория, папе Гонорию III, Ченчио Савелли (1150–1227). Связь Гонория III с этим алфавитом проистекает из манускрипта, распространявшегося в Париже под названием Grimoire du Pape Honorius («Гримуар папы Гонория»). Копию этой книги, датируемую 1670 годом, из Баварской государственной библиотеки, можно изучить в сетевой библиотеке Google Books. Однако в этом издании гримуара нет Фиванского алфавита. Кроме того, более ранние копии этого гримуара, датируемые XIII веком, не связаны ни с Гонорием III, ни с каким-либо другим папой римским.

Поскольку источники информации о магии ценились по принципу «чем старше, тем лучше», внимание публики переключилось на человека, который показался ей более мистической личностью, чем папа римский. Рукопись XIV века под названием The Sworn Book of Honorius («Книга клятв Гонория») была, по общему мнению, копией гораздо более раннего текста, написанного Гонорием Фиванским. Считается, что самая ранняя из известных копий этой рукописи относится к началу XIII века. Она упоминалась в многочисленных книгах на протяжении Средних веков и эпохи Возрождения. О ней писали Тритемий и Джон Ди (1527–1608/09), английский астролог и советник королевы Елизаветы I (1533–1603).

Несмотря на то что Гонория Фиванского называли сыном греческого математика Евклида (около 300 г. до н. э.), жившего в египетской Александрии, этот факт, не выдерживающий никакой критики, был призван просто придать вес данной книге. Ученые, изучавшие «Книгу клятв Гонория», отмечали, что все маги, упомянутые в ее прологе, были родом из континентальной Европы (из Испании, Италии и Греции), и предполагали, что этот Гонорий был выходцем не из египетских, а из греческих Фив. В древности данный город, существующий и в наши дни, фигурировал во многих греческих мифах, а в Средние века он был важным перекрестком культур. В свое время греческий город Фивы был таким же загадочным, как и его египетский тезка.

Сказочное описание собрания великих магов также расценивается как попытка сделать книгу более увлекательной. Рассказывают, что маги встретились для того, чтобы объединить магические знания и записать их для лучшей сохранности в трех экземплярах. Согласно легенде, фиванец Гонорий был тем самым писцом, который работал над этим.

Сохранился лишь фрагмент «Книги клятв Гонория» с Фиванским алфавитом, в рукописи под кодовым названием Sloane 3854. Коллекция рукописей Слоана в Британской библиотеке представляет собой собрание текстов, многие из которых посвящены магии и датируются XIV–XVI веками. Эта коллекция получила свое название в честь ее второго владельца, сэра Ганса Слоана (1660–1753), британского врача и натуралиста. Самое любопытное в этом документе из собрания Слоана заключается в том, что он приписывает авторство Фиванского алфавита Агриппе.

Воскрешение алфавита и его новая жизнь

Магические практики не исчезли полностью, но существовали на периферии культуры. Фиванский алфавит, судя по всему, стали использовать лишь после того, как Фрэнсис Баррет (1774–1818) опубликовал книгу The Magus or the Celestial Intelligencer («Маг, или Небесный прорицатель»), посвященную стихийной и церемониальной магии, травам, кристаллам и небесным письменам. Баррет считал себя ученым, исследующим химию, метафизику, естественную и оккультную философию. Проявляя живой интерес к мистике и магии, Баррет переводил Каббалу и другие тексты на английский язык и давал частные уроки по оккультным предметам. Его «Маг» стал хорошей рекламой магической школы, которой он владел.

Книга Баррета, вышедшая в свет в 1801 году, по-настоящему нашла своего читателя лишь по прошествии десятилетий, когда возник интерес к мистическим искусствам. Росту этого интереса способствовали, в частности, археологические находки в Египте. Тайник с магическими книгами, обнаруженный неподалеку от Фив, тотчас купили и перевели на английский язык. Помимо еврейской Каббалы, интерес к символам и алфавитам вызывали египетские иероглифы. К середине Викторианского периода магией увлеклись даже далекие от науки «благовоспитанные» люди. Чтобы изучать и практиковать магию, создавались целые общества. Переизданная книга Баррета оказала заметное влияние на магические общества, в том числе на герметический орден «Золотая заря».

Английский писатель и археолог-любитель Джеральд Гарднер (1884–1964) считается родоначальником современного колдовства и Викки. Он с большим энтузиазмом изучал древнюю религию и мечтал о том, чтобы люди узнали ее историю и не дали ей угаснуть. Исследуя работы Агриппы, Гарднер нашел в них Фиванский алфавит и вновь представил его миру — и на этот раз алфавит из Фив уже не канул в небытие.

Алфавит ведьм в XXI веке

После того как Гарднер представил Фиванский алфавит вниманию публики, интерес к нему то возрастал, то угасал, но помнили о нем всегда. В наши дни он снова входит в моду как великолепное средство для усиления заклинаний, начертания магических имен и нанесения надписей на свечи. Поскольку этот алфавит не предназначен для повседневного использования, работа с ним помогает сосредоточить внимание, что полезно для маршрутизации энергетических потоков, когда создаешь талисманы и магические инструменты или рисуешь магические круги. Шрифты магических алфавитов можно найти и скачать в Сети, а затем с легкостью применять их для своих целей, однако такой способ отнимает у нас самое главное — необходимость концентрировать ради магии все внимание, всю энергию.

Когда этот алфавит был опубликован в «Полиграфии», Тритемий представил эквивалентные ему латинские буквы, но для букв J, V и W символов не нашлось. Есть теория, объясняющая это тем, что Фиванский алфавит опирался на алфавит евреев, где один символ может обозначать сразу несколько букв (I―J; U―V―W). В те времена к Каббале обращались люди, страстно увлеченные магией, но для массовой аудитории она была слишком сложной.

Мне кажется более вероятным, что Фиванский алфавит придумал в раннем Средневековье какой-то книжник. Поскольку латынь была языком духовенства, ученых и магов, она и должна была стать тем алфавитом, на основе которого можно было создать новый язык. И дело не ограничивалось тем, что в нем не было букв J, V или W. В ранней латыни примерно до первого тысячелетия не было также Y и Z. В конце концов их добавили для того, чтобы обозначить в латыни звуки заимствованных греческих слов.

Что касается буквы J, то в классической латыни был твердый звук [г] и она не нуждалась в мягком звуке [джʼ]. Буква J для обозначения мягкого звука вошла в употребление только под влиянием средневекового французского языка. В английском письме J начала появляться в начале XVII века.

В современных версиях Фиванского алфавита буквам I―J и U―V присвоено по одному символу. Удвоенная U — это буква W. В других версиях алфавита к J и V была добавлена точка, чтобы отличить их, соответственно, от I и U.

В конце Фиванского алфавита есть своеобычная буква, которая используется двумя способами. Ее часто называют символом полной остановки/паузы и используют в качестве такового. Это относится к версии Агриппы, где он показал эквивалентный символ в виде греческой буквы Омега, которую стали воспринимать как обозначение конца чего-то даже не знающие греческого языка, благодаря фразе в библейской книге «Откровения Иоанна Богослова»: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец».

В «Полиграфии» Тритемий приводит амперсанд (&) как эквивалент заключительного знака Фиванского алфавита. И хотя это может показаться странным, амперсанд (лигатура букв E и T для латинского слова et, означающего союз и) появился после буквы Z вместе с несколькими другими лигатурами в учебнике, написанном в 1011 году английским монахом-бенедиктинцем и ученым Бёртфертом (около 970–1020). На протяжении веков другие лигатуры отбрасывались, но амперсанд оставался последней буквой английского алфавита до середины XIX века [173, 9].

Поскольку у Фиванского алфавита магическая природа, вам нужно научиться писать на нем. Решите для себя, будете ли вы использовать конечный знак как амперсанд, остановку/окончание или вообще не станете использовать его. Несколько минут созерцайте знаки, а затем сосредоточьтесь на букве А. Изучайте форму, пока не сможете видеть ее мысленным взором, а затем попрактикуйтесь в написании. Вам не нужно стараться писать идеально. Работая с этим алфавитом, можно разработать собственную манеру написания букв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *